С 1 сентября 2017 года учреждение образования участвовало в реализации инновационного проекта "Внедрение модели формирования двигательной культуры субъектов образовательного пространства сельской школы".
Сроки реализации: 2017- 2020 г
Научный консультант - Снежицкий Павел Владимирович, доцент кафедры физического воспитания и спорта учреждения образования “Гродненский государственный аграрный университет”
Руководители инновационного проекта - с 1 сентября 2017 года, директор школы Новикова Наталья Мечеславовна
Координаторы - с 1 сентября 2017 года, заместитель директора по учебно - воспитательной работе Ткачук Татьяна Романовна, с 1 декабря 2018 года - Дамбовская Александра Кимовна.
В результате инновационной деятельности была разработана организационная модель системы педагогических мероприятий, направленных на формирование двигательной культуры школьников и их ближайшего социального окружения в режиме работы сельской школы.
В ходе реализации инновационного проекта по внедрению модели формирования двигательной культуры субъектов образовательного пространства сельской школы осуществлялись следующие направления деятельности: научно-методическое сопровождение деятельности педагогов; психолого-педагогическое сопровождение деятельности педагогов и обучающихся; информационно-просветительское сопровождение деятельности родителей; формирование двигательной культуры сельских школьников; организация здоровьеформирующей среды жизнедеятельности субъектов образовательного пространства сельской школы; взаимодействие с субъектами профилактики.. Об этом свидетельствует увеличение количественного состава участников инновационного проекта, как педагогами и учащимися, так и жителями аг.Можейково, близким окружением учащихся.
Предполагаемая модель является оздоровительно-адаптивной моделью физического воспитания с общечеловеческими ценностями, определяющими цель относительно данного контингента как укрепление здоровья, достижение нормального физического развития и общефизической подготовленности сельских школьников и представителей их ближайшего окружения, создание индивидуальной двигательной базы, необходимой для их адаптации к природным и социальным условиям жизнедеятельности.
Структура предполагаемой модели состоит из 3 компонентов, а именно:
1.целепологающий;
2.содержательно-организационный;
3.результативно-коррекционной.
Первым компонентом является целеполагающий, который предусматривает следующее: цель, подходы, принципы, субъекты взаимодействия.
Цель реализации данной модели - формирование двигательной культуры субъектов образовательного пространства сельской школы на основе методики индивидуализации двигательных режимов.
Предполагаемая модель основывается на гуманистической парадигме образования, отражает совокупность, личностно ориентированного, деятельностного, системного, событийного и средового подходов
Личностно ориентированный подход предполагает создание условий для самореализации личности, выявления (диагностики) и развития ее индивидуальных возможностей.
Деятельностный подход ориентирован на анализ структуры деятельности по формированию двигательной культуры воспитанников, изучению составляющих их: предметное содержание; мотивы, побуждающие субъекта к деятельности; цели, на достижение которых она направлена; средства, с помощью которых деятельность осуществляется, и её результаты.
Системный подход позволяет выделять составляющие элементы проектируемой модели образовательного процесса, их внутреннюю организацию, функции, пути её возникновения и перспективы развития.
Событийный подход понимается как технология организации и осуществления значимых событий в жизни коллектива и отдельной личности. Он характеризуется конкретной направленностью и локальным характером воздействия. Формирование и развитие личности осуществляется на основе организации определенной среды, организатором которой являлся педагог. Среда изменяется в соответствии с поставленными целями.
Предполагаемая модель базируется на принципах педагогической поддержки, принцип самоанализа, принцип учета возрастных особенностей, принципы индивидуализации и дифференциации. Каждый из представленных принципов имеет научное обоснование и перспективные направления работы, реализуемые через функции, классифицированные с позиций субъектов данного процесса.
Система работы по внедрению модели являлась открытой, что способствовало привлечение не только обучающихся, но и их друзей, родителей, соседей, выпускников школы, субъектов профилактики.
Субъектами взаимодействия выступали администрация учреждения образования, педагоги (учитель физической культуры и здоровья, классные руководители), обучающиеся и их друзья, родители, соседи, выпускники школы).
Вторым компонентом предполагаемой модели является содержательно-организационный компонент.
Его основными функциями являлись просветительская, воспитывающая, информационная функции.
Содержательно-организационный компонент представлен в системе: педагоги – обучающиеся–родители. Образуется так называемый треугольник, где каждое звено должно тесно взаимодействовать и дополнять друг друга.
Предполагаемая модель развивалась по следующим направлениям:
1) научно-методическое сопровождение деятельности педагогов;
2) психолого-педагогическое сопровождение деятельности педагогов и обучающихся;
3) информационно-просветительское сопровождение деятельности родителей;
4) формирование двигательной культуры сельских школьников;
5) организация здоровьеформирующей среды жизнедеятельности субъектов образовательного пространства сельской школы;
6) взаимодействие с родителями обучающихся;
7) взаимодействие с субъектами профилактики.
Для организации процесса формирования двигательной культуры субъектов образовательного пространства сельской школы были использованы следующие формы: валеологический мониторинг, индивидуальная, фронтальная.
В предполагаемой модели использовались методы: методика индивидуализации двигательных режимов сельских школьников; исследовательский метод; метод строго регламентированного упражнения; метод работы в малых группах; круговой и игровой методы, а также средства - разработка индивидуальных двигательных режимов субъектов с учётом специфики их деятельности и текущего функционального состояния; электронные средства обучения.
Третьим компонентом предполагаемой модели является результативно-коррекционный. Его основной функцией является аналитическая, которая выражается в качественных изменениях физического здоровья и социальной успешности учащихся (достижение среднего или высокого уровней). А также коррекция двигательных режимов соответственно динамике показателей физического здоровья обучающихся и представителей их ближайшего окружения.
Критериями эффективности инновационного проекта являются компоненты в структуре двигательной культуры человека.
В результате проведённой работы оформлены диагностические карты двигательной активности субъектов образовательного пространства учреждения образования по трём уровням.
В ходе реализации инновационного проекта получены следующие результаты:
- улучшена материально-техническая база (спортивным инвентарём обеспеченность составляет 100%);
- повысился методический уровень профессиональных знаний, умений, навыков педагогов;
- обеспечена занятость учащихся в вечернее время, во время каникул и выходных;
- сформирован высокий уровень знаний, мотивации к сохранению здоровья;
- сформирована система формирования двигательной культуры с субъектами образовательного пространства;
- внедрены компьютерные программы «КИДР», «ОДК»;
- создан детско-родительский клуб «Клуб+ОК»;
- создан фитнес - клуб «ПО+звонки»;
- разработан цикл классных часов «Мозаика здоровья»;
- увеличилось количество учащихся и их родителей, приобщенных к систематическим занятиям физической культурой и спортом (2019/2020 учебный год - 93%, 2018/2019 - 85 % , 2017/2018 - 61%);
- увеличился охват всеми формами физического воспитания, составил 91%;
- один учащийся школы стал студентом учреждения образования «Гродненский государственный университет имени Я.Купалы» по специальности учитель физической культуры и здоровья;
- уменьшилось количество пропусков учебных занятий по болезни (2017 – 24%, 2018- 17,3%, 2019-15,3%, 2020-6,7%);
- достигнута динамика состояния здоровья учащихся со снижением показателя общей заболеваемости: (2017 год – 19,8%, 2018 год – 10%, 2019 - 5,6%).
- увеличились показатели повседневной естественной природосообразной двигательной деятельности среди следующих возрастных категорий: от 3 до 5 лет в 2,2 раза; от 6 до 9 лет в 2,4 раза; от 10 до 14 лет в 3,8 раза; от 15 до 17 лет в 5,3 раза; от 18 до 35 лет в 1,9 раза; от 36 до 60 лет в 1, 5 раза; от 61 до 75 лет в 1,4 раза;
- увеличилось количество сельских школьников, занимающихся физическими упражнениями: в школьной секции общей физической подготовки в 1,9 раза; самостоятельно по месту жительства в 2,3 раза;
- увеличены показатели здоровья в сельском сообществе на 53,69 %, уровня физической подготовленности на 25,89 %, уровня функционального состояния на 34,22 %, снижения количества учащихся в СМГ на 100%;
- увеличилось количество жителей агрогородка в возрасте 18 – 75 лет, занимающихся физическими упражнениями: в секции общей физической подготовки в 2,8 раза; самостоятельно по месту жительства в 2,6 раза;
- пополнен электронный банк диагностических материалов;
- разработана система упражнений для самостоятельных занятий, способов коррекции (индивидуализации) физической нагрузки для формирования двигательной культуры;
- создан банк карт индивидуального двигательного режима, банк комплексов упражнений, набор инструментов (функциональных проб и педагогических тестов) для коррекции;
- разработаны комплексы упражнений для проведения физкультминуток, подвижных перемен.
Данные результаты подтверждают эффективность модели формирования двигательной культуры субъектов образовательного пространства сельской школы, которая заключается во внедрении алгоритма управляемой самостоятельной деятельности учащихся по формированию двигательной культуры как средства здорового образа жизни на основе методики индивидуализации двигательных режимов каждого участника инновационной деятельности.
Полученные результаты проведенного нами исследования дают основание говорить о возможности эффективно влиять на развитие двигательной активности, как детей, так и взрослого населения.
Для этого необходимо включать апробированные нами формы, методы, средства педагогически организуемой и самостоятельной двигательной активности в режим дня учащихся. Среди которых:
1) самостоятельные виды двигательной культуры:
- ходьба (это наиболее простой и при этом достаточно эффективный вид физической активности, если человек никогда не занимался ранее спортом, то начинать тренировки стоит именно с ходьбы. Для увеличения двигательной активности достаточно начать регулярно совершать пешие прогулки);
- бег (медленный утренний бег – отличная альтернатива зарядке);
-танцы (танцевать приятно и это положительно влияет на психоэмоциональное состояние);
- велопрогулки (благодаря этому доступному и полезному транспорту укрепляется здоровье);
- финтес (благодаря групповым занятиям, человеку не приходится искать дополнительную мотивацию);
- плавание (этот вид спорта позволяет укрепить все мышцы тела и избавиться от лишнего веса).
2) педагогически организуемые:
- утренняя гимнастика: проводится ежедневно в течение 10 – 12 минут на свежем воздухе или в помещении в зависимости от погодных условий и поры года;
- физкультминутки во время учебных занятий: продолжительность
3 – 5 минут, проводятся в форме общеразвивающих упражнений (движения головы, рук, туловища, ног); подвижных игр, танцевальных движений и игровых упражнений;
- подвижные игры, основанные на базовых видах движений (бег, ходьба, прыжки, броски и ловля мяча, упражнения на полосе препятствий), спортивные упражнения, элементы спортивных игр;
- уроки физической культуры и здоровья проводятся в хорошо проветренном помещении два раза в неделю со всеми учащимися, отнесенными к основной и подготовительной группам;
- час здоровья и спорта: обязательные для каждого учащегося занятия, включающие в I-IV классах подвижные игры, ритмику, танец, аэробику,
в V-XI классах – игровые виды спорта (волейбол, футбол, баскетбол, гандбол, хоккей и иные виды), плавание, а также аэробику и танцы;
- объединения по интересам, проводимые во внеурочное и вечернее время, а также в шестой школьный день: «Теннис», «Волейбол», «Футбол».
- ежедневные подвижные (динамические) перемены: II-ая – проводится обученными учащимися 10-11 классов с 1-4 и 5-7 классами; III-ая – проводится с учащимися 9-11 классов с использованием танцевальных и спортивных флешмобов.
- прогулки: обязательный вид деятельности на спортивных часах в группе продлённого дня, направленный на укрепление здоровья детей, их релаксацию после образовательного процесса и развитие двигательной активности;
- спортивные соревнования с представителями социума по волейболу, футболу, баскетболу, лёгкой атлетике: проводятся 1 раз в месяц, в субботу или воскресенье;
- работа спортивно-семейного клуба «Клуб +ОК»: родители вместе с детьми участвуют в спортивных мероприятиях, в днях Здоровья.
- участие в спортивных соревнованиях разных уровней, согласно плану спартакиады;
- товарищестские соревнования по волейболу, футболу между ГУО “Тарновская средняя школа”, ГУО “Минойтовская средняя школа”;
- товарищеские встречи с субъектами профилактики работниками РОЧС, ГАИ, Департамента охраны, ИДН;
- реализвация проекта «Да суседзяў».
- работа по пропаганде ЗОЖ: встреча с участницей Олимпийских игр в Лондоне Корейво Н.В., чемпионом Олимпийских игр в Сеуле Авдеенко Г.В; встреча с бывшим учителем физической культуры и здоровья 7 кратным чемпионом СССР, призером спартакиады народов СССР, победителем турнира им.А.Медведева Фиясем М.П.;
- ежегодное проведение конкурса «Лучший спортсмен школы»;
- объединение по интересам «По+звонки»: формирование двигательной активности.Занятия проходят 1 раз в неделю для всех заинтересованных;
- мастер-классы, творческие встречи с мастерами спорта (мероприятия с спортсменнами-земляками, имеющими спортивное звание);
- велосипедные экскурсии: проводятся в весенне-осенний период небольшими группами;
- пешие экскурсии выходного дня;
- циклы классных часов “Мозаика здоровья”.
Результат работы свидетельствует о повышении уровня двигательной культуры субъектов образовательного пространства и способности применять средства физического воспитания для улучшения функционального состояния организма человека в системе физкультурно-оздоровительных мероприятий, как в учреждении общего среднего образования, так и вне его.
Внедрение педагогического опыта способствовало формированию двигательной культуры человека как средства здорового образа жизни на основе методики индивидуализации двигательных режимов каждого участника инновационного проекта.
«Движение - жизнь!» - этому утверждению уже очень много лет, и оно не утратило своей актуальности. А новейшие исследования и результаты инновационного опыта учреждения образования только подтвердили его правоту.