РУС БЕЛ ENG

Инновационный проект

  Стратегия развития образования в Республике Беларусь среди приоритетов государственной политики в области воспитания определила разработку и реализацию моделей успешной позитивной социализации и поликультурной компетентности обучающихся, патриотическое воспитание и духовно-нравственное становление личности обучающихся, формирование гражданской идентичности молодёжи на основе традиционных ценностей и приобщения к культурному наследию белорусского народа.

    «Для того, чтобы чувствовать себя уверенно в настоящем и строить будущее, необходимо опираться на культурный фундамент, возведенный в прошлом. Нужна высокая культура преемственности поколений, наполненная глубокой традицией формирования и функционирования собственной идентичности» [А.Г.Лукашенко].  

     Миграция (переселение) населения происходит во всем мире и в нашей стране. Становится смешанным национальный состав многих народов. Появляются смешанные семьи, в которых родители разных национальностей, рас, верований.  Социальная стабильность в условиях многонационального государства зависит от уровня поликультурного воспитания людей, способных с уважением воспринимать представителей иной культуры и строить с ними отношения на основе толерантности.

  Поликультурное воспитание в учреждениях  образования – сравнительно новое направление педагогической деятельности. Перед современным образованием стоит задача создания таких педагогических условий, при которых будут учитываться особые потребности обучающихся разной этнической и культурной принадлежности. Согласно Г. М. Коджаспировой, поликультурное воспитание определяется как учет культурных и воспитательных интересов разных этнических и национальных меньшинств [22].

    Философско-педагогический анализ процесса воспитания позволяет выделить три типа воспитания, отличающиеся характером взаимосвязи субъектов этого процесса. Это:

  •  семейное воспитание 
  • социальное воспитание, осуществляемое как в различных учебно-воспитательных учреждениях, так и в социуме
  • духовно - нравственное воспитание. 

    Единство и взаимосвязь этих трех граней развития человека позволяют растущей личности:

– иметь физическое и психологическое пространство для становления своих личностных качеств (семейное воспитание);

– обретать смысл в постижении окружающего мира и самого себя (духовно-нравственное воспитание);

– а также осваивать навыки взаимодействия с себе подобными в равноправном и иерархическом взаимоотношениях. 

     Три названных типа воспитания находятся в тесной взаимосвязи, взаимозависимости и дополняют друг друга. При этом, ключевым, интегрирующим аспектом выступает духовно-нравственное воспитание, которое пронизывает, наполняя нравственным смыслом, как семейное, так и общественное воспитание. Нарушение целостности единого воспитательного процесса приводит к искажениям в развитии личности, формированию отклоняющихся форм поведения.

    В нашем проекте предпринята попытка внедрения модели этнической социализации и формирования поликультурной компетентности личности обучающихся на ранних этапах онтогенеза, в основе которой лежит неоспоримая, общепризнанная в науке и проверенная в педагогической практике роль духовно-нравственного воспитания личности, основанного на национальных традициях и православных ценностях белорусского народа. Это в полной мере соответствует нормативно-правовым положениям Кодекса об образовании РБ, Учебным программам дошкольного и школьного образования РБ, другим правовым государственным актам [21; 33]. Осмысление значения православия для истории образования, а также тенденций возрождения православных традиций воспитания в современном обществе, сделали возможным вывод о наличии и признаках системы духовно-нравственного воспитания в учреждениях образования.  Это, в свою очередь, сделало возможным рассмотрение проблемы оптимизации процессов этнической социализации   и формирования поликультурной компетентности личности обучающихся в контексте возможностей духовно-нравственного воспитания.

    Воспитание является составляющей частью образования. Его назначение состоит в обеспечении успешной социализации личности в современном обществе, подготовке к самостоятельной жизни, продуктивной трудовой и профессиональной деятельности; в содействии саморазвитию, самовоспитанию, самообразованию, самосовершенствованию конкурентоспособной личности, готовой к принятию ответственных решений.

     Как отметил в своей статье «Этническая социализация и идентификация» Юрий Шпилькин «Для того чтобы чувствовать себя уверенно в настоящем и строить будущее, необходимо опираться на культурный фундамент, возведенный в прошлом. Нужна высокая культура преемственности поколений, наполненная глубокой традицией формирования и функционирования собственной идентичности». Именно в ходе этнической социализации происходит воспроизводство культурного пласта этноса и формируется чувство принадлежности к этнической группе.

   Этнос (народ) — устойчивое сообщество людей, исторически сложившееся на определенной территории, которое характеризуется общностью языка, хозяйственной жизни, культуры, быта, черт психики и самосознания.

     Этническая социализация личности понимается как процесс становления идентичности, формирования системы ценностных ориентаций, смыслообразующих мотивов поведения личности. Необходимым психолого-педагогическим условием достижения указанных результатов этнической социализации является обоснование, построение и реализация психолого-педагогической модели этнической социализации воспитанников и учащихся.

  На основе аналитической информации по реализации предыдущих инновационных проектов можно выявить следующие противоречия:

-  между процессами расширяющегося этнокультурного педагогического взаимодействия субъектов образования и отсутствием технологического обеспечения этого процесса в современных учреждениях образования;

-между потребностями в педагогических кадрах с высокой этнокультурной компетентностью, способных эффективно осуществлять педагогический процесс в поликультурном пространстве учреждения образования и низким уровнем готовности педагогов к работе по этнической социализации обучающихся.

  Учреждения образования имеют широкие возможности для приобщения обучающихся к общекультурным и национально-значимым ценностям белорусского народа.  

   Исходя из вышеизложенного, проблема инновационного проекта состоит в определении сущности и специфики этнической социализации и поликультурной компетентности обучающихся, выявлении организационно-педагогических условий и средств, обеспечивающих ее эффективность.

    Недостаточная разработанность проблемы и её актуальность определили выбор темы инновационного проекта: «Внедрение модели этнической социализации  и формирования поликультурной компетентности личности  обучающихся в современном образовательном пространстве на православных традициях и ценностях белорусского народа»

     Новизна работы состоит в анализе и обобщении накопленного опыта в патриотическом воспитании предшествующих поколений; разработке образовательных ситуаций, педагогических методов, форм социального партнёрства и влияния по возрождению и использованию национальных традиций в целях успешной этнической социализации и формировании поликультурной компетентности личности обучающихся.  

      Предлагается соответствующая модель, наполняющая образовательную среду учреждений образования этнокультурным содержанием с учётом психологических закономерностей этнической социализации  и поликультурной компетентности личности. Ядром модели выступает сотрудничество всех институтов и агентов социализации личности в учебной и внеучебной деятельности, в урочной и внеурочной формах организации образовательного процесса. Обязательным условием внедрения модели видится развитие внутренней мотивации, инициативности, просоциальной активности всех субъектов образовательного процесса.  Подчёркивается необходимость охвата всех видов образовательной деятельности в целях успешной этнической социализации и формировании поликультурной компетентности  обучающихся.

      Внедрение модели основывается на деятельностном подходе, культурно-исторической концепции развития (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, Л.И.Божович, Д.Б.Эльконин, Д.И.Фельдштейн). В качестве продуктивных технологий этнической социализации и поликультурного воспитания обучающихся выделяются: обучение в сотрудничестве, методы «Образовательная ситуация», «Образовательное событие», метод проектов, технология «мозаичный класс» и др.

     Предлагаются критерии оценки результативности психолого-педагогической модели этнической социализации и поликультурной компетентности обучающихся, алгоритм и технологическое описание её реализации в дорожной карте, образовательных ситуациях. Дорожная карта представляет собой целостное видение процесса в пространстве и времени, с привязкой к конкретным технологиям и конечным продуктам совместной и индивидуальной деятельности.

Цель проекта: обоснование, построение и реализация психолого-педагогической модели этнической социализации и поликультурной компетентности  обучающихся на православных традициях и ценностях белорусского народа, формирование личности, способной к эффективной жизнедеятельности в многонациональной и поликультурной среде, обладающей чувством патриотизма и уважения других культур, умениями жить в мире и согласии с людьми разных национальностей, верований.

Задачи проекта:

  •  создание системы работы учреждения образования, основанной на  внедрении эффективных форм и педагогических технологий, обеспечивающих успешную этническую социализацию и поликультурную компетентность  обучающихся;
  • разработка и внедрение инновационных технологических приемов, подходов, методов и форм этнокультурной социализации и поликультурной компетентности обучающихся;
  • поиск новых направлений, педагогических идей, технологических решений формирования позитивной этнической идентичности личности и поликультурной компетентности обучающихся;
  •  развитие поведенческих навыков, моделей конструктивного общения с представителями иных культур и этносов; 
  • стимулирование педагогической инициативы, повышение профессионального мастерства педагогов;
  • формирование психологической компетентности участников образовательного процесса (обучающихся, педагогов, родителей).

Описание модели

Информационная характеристика проекта

Инновационный проект «Внедрение модели этнической социализации  и формирования поликультурной компетентности личности обучающихся в современном образовательном пространстве на православных традициях и ценностях белорусского народа»

Сроки реализации: 2021–2026

Разработчик проекта: Новикова Наталья Мечиславовна, государственное учреждение образования «Можейковский учебно-педагогический комплекс детский сад – средняя школа», директор, телефон 80154621192, адрес электронной почты mozhejkovo-schkola@yandex.by

Научные консультанты:

    Осипов Алексей Иванович, профессор кафедры философии учреждения образования «Институт подготовки научных кадров НАН Беларуси», доктор философских наук, профессор;

Финькевич Людмила Владимировна, доцент кафедры психологии учреждения образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка», кандидат психологических наук, доцент;

Лазуко Борис Андреевич, заведующий отделом древнебелорусской культуры Института искусствоведения, этнографии и фольклора НАН Беларуси, кандидат искусствоведения, доцент;

Бройко Александр Васильевич, директор общественного объединения «Центр православного просвещения преподобной Евфросинии Полоцкой»

     Модель, положенная в основу инновационного проекта, сформирована на основе нескольких концептуальных подходов к изучению проблем, следующих общепризнанных базовых компетенций в структуре поликультурного воспитания обучающихся  в современном образовательном пространстве:

аксиологический подход - предполагает приоритетное значение ценностей личности и коллектива в процессе образования и воспитания;

- личностно-ориентированный подход –  подразумевает индивидуализацию и творческую направленность образовательного и воспитательного процесса по повышению уровня нравственного развития личности обучающегося в образовательном пространстве; ‑

- культурологический подход – способствует развитию духовной культуры подрастающего поколения, является непосредственным участником повседневной культурной, духовно-насыщенной жизни своей школы, своего города, страны.     Культурологический подход в воспитании ориентирует педагога на то, чтобы национальная культура, национальные традиции, национальная педагогика стали базовой основой воспитательного процесса.

- деятельностный подход ‑ предполагает взаимосвязь и взаимозависимость сознания и психики и различных форм предметной деятельности.

     В модели выделены составляющие  процесса этнической социализации и формирования поликультурной компетентности личности обучающихся в современном образовательном пространстве на православных традициях и ценностях белорусского народа.

    В  основу проекта положено взаимодействие учреждения образования с учреждениями культуры, расположенными в микрорайоне школы, а также социальными партнёрами по формированию поликультурной компетентности обучающихся в современном образовательном пространстве на православных традициях и ценностях белорусского народа. Объединение ресурсов (интеллектуальных, информационных, кадровых, культурно-досуговых, материально-технических, финансово-экономических) данных учреждений и организаций позволит более эффективно осуществлять процесс духовно - нравственного развития обучающихся в образовательном пространстве. Деятельность по реализации инновационного проекта организована с учетом преемственности в системе «дошкольное образование – общее среднее образование – среднее специальное образование».

   Субъекты образовательного процесса обеспечивают эффективность реализации факультативного курса «Основы православной культуры» и других программ духовно-нравственного воспитания, что приведет к повышению уровня нравственного развития личности обучающегося на православных традициях и ценностях белорусского народа.

    Формы, методы и приемы работы:

- обмен опытом в рамках совместных семинаров, конференций;

- участие педагогических работников в методической работе;

-расширение спектра дополнительных образовательных услуг, повышение их качества;

- мастер-классы.

  Формирование поликультурной компетентности личности обучающихся на православных традициях и ценностях белорусского народа осуществляется через:

- проектную деятельность детей и взрослых;

- включение обучающихся в краеведческую работу, направленную на изучение родного края;

- актуализацию духовно-нравственных ценностей в образовательной деятельности.

Деятельность организуется с учетом индивидуальных и возрастных особенностей учащихся.

Содержание работы на 1-й ступени общего среднего образования реализуется через систему внеурочных занятий, которая поможет:

- учить налаживать дружеские отношения, проявлять миролюбивое отношение друг к другу, прощать и просить прощение;

-  развивать умения строить свои отношения со сверстниками и окружающими людьми в соответствии с нравственными правилами и нормами;

- воспитывать почитание родителей, любовь ко всем членам семьи, желание вносить свой вклад в общий труд на благо семьи;

- знакомить с православными праздниками, святыми, святынями, традициями белорусского народа.

Содержание работы на 2-й ступени общего среднего образования реализуется через систему внеурочных занятий, которые помогут:

- развивать самосознание и самооценку учащихся, стремление к самосовершенствованию в соответствии с нравственными нормами и правилами;

- углублять представления о православной Беларуси, о национальных святынях, традициях и ценностях белорусского народа;

- изучать культурное наследие народов мира;

- формировать духовно–нравственные ценности, толерантное отношение к людям других национальностей.

Содержание работы на 3-й ступени общего среднего образования реализуется через систему внеурочных занятий, которые помогут:

- формировать мировоззренческую позицию учащихся на основе знания фундаментальных нравственных законов и норм;

- воспитывать толерантное отношение к культуре, ценностям и традициям других народов и культур;

- формировать умение противостоять негативному влиянию субкультур и деструктивных группировок.

 Данная работа направлена на воспитание учащегося как гражданина Республики Беларусь, как представителя своего народа, пропагандирующего православные традиции.

    В системе работы, содействующей нравственному развитию учащихся на православных традициях и ценностях белорусского народа, реализовываются программы факультативных курсов и объединений по интересам «Основы православной культуры», внеклассные воспитательные мероприятия, организуется поисково-исследовательская, экскурсионной деятельность, паломнические поездки, посещение музеев, театров, выставок, знакомство с произведениями прикладного искусства.

Авторитет родителей, устойчивость их представлений, этических ценностей оказывают не менее сильное воздействие на личность ребенка, чем информационное Интернет-пространство или телевидение. Родители и дети, активно участвуют в деятельности, оценивают эффективность организации обучения и воспитания в рамках кластера, способствуют позитивной коррекции содержания мероприятий и практической деятельности субъектов социально – педагогического партнёрства. 

Законные представители учащихся, организуя и принимая участие в тематических вечерах, праздниках, экскурсиях на места работы родителей, паломнических поездках, выставках документов домашнего архива, фотосессиях, в работе семейных клубов содействуют нравственному развитию учащихся, формированию системы ценностных ориентаций, гражданственности, патриотизма, толерантности, чувства собственного достоинства, умения понимать другого и самого себя.

Главным элементом воспитательной деятельности является методическая подготовка педагогов, так как именно они являются теми индукторами, которые передают учащимся информацию, целью которой станет формирование подрастающего поколения как патриотов своего Отечества, нравственно здоровых личностей с ярко выраженной индивидуальностью, имеющей свои особенности мышления, характера и поведения. Регулярное и постоянное отслеживание результатов деятельности всех участников инновации, проведение мониторинга (стартового, промежуточного, итогового) по предложенным ниже критериям позволит достигнуть оптимальных результатов, обеспечить своевременную коррекцию деятельности.

    Данный инновационный проект продолжает, углубляет и развивает эффективное внедрение инновационных программ духовно-нравственного воспитания на православных традициях белорусского народа. Является продолжением деятельности учреждения образования, способствует сотрудничеству органов управления образования и учреждений образования Республики Беларусь с Белорусской Православной Церковью. Ранее проведенная работа позволили успешно внедрить в педагогическую практику учебные программы факультативных занятий «Основы православной   культуры», для I-IV классов и V-IX классов. В период с 2015 по 2018 гг. проведено внедрение программ факультативных занятий «Основы православной   культуры» для X-XI классов учреждений общего среднего образования.  Содержание, цели и задачи учебных программ «Основы православной культуры» способствовали созданию в учреждении образования действенной системы комплексной воспитательной работы  по духовно-нравственному воспитания обучающихся в поликультурном образовательном пространстве. Использование в практике работы учреждения образования учебной программы факультативного занятия «Основы православной культуры» как основы системной комплексной воспитательной деятельности позитивно влияет на формирование межкультурной компетентности участников инновационного проекта. Следует отметить, что внедрение данных программ позволяет приобщить учащихся к изучению истории родного края, его культуре, глубже познакомиться с традициями белорусского народа. Изучая народные традиции, праздники, обычаи, уклад жизни, обучающиеся приобщаются к культуре своего народа, происходит идентификация себя с родными истоками, вековыми корнями многих предшествующих поколений. Повышению компетентности педагогов в вопросах православного воспитания способствует сложившаяся система взаимодействия учреждений образования с общественными организациями и объединениями социума по данному направлению.

    Считаем, что дальнейшая работа по реализации нового инновационного проекта по теме «Внедрение модели этнической социализации личности воспитанников и обучающихся в современном образовательном пространстве на православных традициях и ценностях белорусского народа» будет способствовать приобщению участников образовательного процесса не только к культуре своего народа, но и формированию толерантного отношения к другим культурам и конфессиям, умению жить в мире и согласии с представителями разных национальностей, верований.

Ожидаемые результаты

У обучающихся развиты личностные качества и умения:

  • принятие и осознание ценности своих национальных традиций, уважительное отношение к обычаям других народов;
  • на уровне социальной компетенции — умение жить в мире и согласии с представителями разных национальностей, верований;
  • на уровне личностной компетенции — способность осознать свою этническую принадлежность, позитивно относиться к маркерам своей этнической группы (язык, традиции, родная земля, образ жизни, быт и др.);
  • на уровне деятельностной компетенции — способность предвосхищать конфликтные ситуации,  конструктивно преодолевать противоречия; осознанно относиться к процессам инкультурации и к самостоятельному выбору модели поведения и общения.
  • В нашем понимании, поликультурная компетентность – это система взаимосвязанных и взаимообусловленных знаний, умений, навыков обучающихся, их способностей, опыта, личных качеств, составляющих единое целое и благоприятствующих освоению культур разных народов. Исходя из данного определения, а также с учетом требований учебной программы Республики Беларусь, разработана структура поликультурной компетентности личности обучающихся.
  • должен знать:

-  название родного города, поселка, страны, столицы, достопримечательности столицы и малой родины; официальные символы Беларуси (флаг, герб); природные символы Беларуси (сосна, зубр, аист, цветок василька, лен).

  • иметь представление:

-  о белорусских народных промыслах (ткачество, гончарство, соломоплетение); о предметах декоративно-прикладного искусства (изделия из льна, глины, соломки); о блюдах белорусской народной кухни; элементах белорусского национального костюма; о других странах и народах, особенностях их культуры; культурном и национальном многообразии стран мира, особенностях внешнего вида людей разных народов, их национальной одежды, традициях, условиях жизни.

  • должен уметь:

- рассказывать о национальных праздниках Республики Беларусь, принимать активное участие в их подготовке и праздновании (украшать группу, класс, готовить подарки, исполнять песни, стихи, пляски); отличать людей разных рас

  • должен обладать личностными качествами:

– самостоятельно проявлять во взаимодействии со сверстниками и взрослыми нравственные качества, свойственные белорусам (доброта, честность, щедрость, гуманность, трудолюбие, любовь к родному краю, к Республике Беларусь, гостеприимство, отзывчивость.

     Таким образом, социальные навыки создают базу для дальнейшего этнической социализации и развития поликультурной компетентности обучающихся, которая заключается:

- в умении продуктивно взаимодействовать в детском коллективе, в социуме;

- в сформированности активной гражданской позиции, ответственности, основанной на традиционных культурных, духовных и нравственных ценностях белорусского общества;

- в достаточном уровне правовой и политической культуры;

- в расширении конструктивного участия в принятии решений, затрагивающих права и интересы, в том числе в различных формах самоорганизации, самоуправления, творческой, общественно значимой деятельности;

- в понимании принципов коллективизма и социальной солидарности;

- в сформированности позитивного отношения к близким, к сверстникам, взрослым, в том числе, к людям с ограниченными психофизическими возможностями.

свернуть

Фотоматериалы

Уроки, посвященные Дню народного единства Неделя музеев "Музей для всех" Встреча со священником отцом Николаем воспитанников детского сада
Встреча со священником отцом Николаем учащихся школы "Каханачцы - 40" Экскурсия в историко-краеведческий музей "Спадчына" Ваверского УПК
Посещение дворца Друцких-Любецких в городе Щучине "Рождество дедушки Николая Экскурсия в музей партизанская землянка д.Коробчицы
Паломническая экскурсия в д.Радивонишки, д.Бобры, д.Ольжево
храм Успения Пресвятой Богородицы в д. Радивонишки, архиерейское женское подворье в честь преподобного Паисия Святогора в д.Ольжево старейший храм Воздвижения Животворящего Креста Господня в д. Бобры

Ребята вместе с педагогами посетили архиерейское женское подворье в честь преподобного Паисия Святогорца в д. Ольжево, пообщались с сестрой Ксенией. Она рассказала ребятам об истории возникновения обители, о преподобном Паисии Святогорце, привела удивительные примеры помощи преподобного людям, которые к нему обращаются.

В д. Бобры ребята посетили храм Воздвижения Креста Господня. Настоятель иерей Леонид Вабищевич, пообщался с ребятами, рассказал об истории храма, о камне-следовике, о дубе, о доброте и любви к людям; отслужил молебен с участием ребят.

Встреча воспитанников детского сада с народным ансамблем "Каханачка" "Беларуская песня у сэрцы нашым" Единый информационный час "Беларусь - страна мира, дружбы и добрососедства" Паломнический поход в церковь Рождества Богородицы д.Мурованка
Экскурсия в агрогородок Василишки Щучинского района
"В гости Пасха к нам пришла" Экскурсия в музей "Спадчына" Скрибовского детского сада - средней школы 
Лекторий "Основы православной культуры" Экскурсия в Старые Василишки
Встреча со священником "Прививка от несчастий" ШАГ 27 января 2022 «Гордость за Беларусь. Мир межконфессиональный, мир межнациональный» (о приоритетах конфессиональной политики Республики Беларусь)
Экскурсия учащихся 1 – 5 классов в храм Рождества Пресвятой Богородицы в д. Мурованка (август 2022г) Экскурсия учащихся 1 – 5 классов в храм Святителя Николая в д. Лебеда (август 2022г)

 

Общешкольное родительское собрание «Духовно-нравственное воспитание детей на православных традициях белорусского народа как необходимый элемент сохранения и дальнейшего развития социума» (ноябрь 2022г) Паломническая экскурсия по храмам г. Лиды (4 ноября 2022):Свято-Михайловский кафедральный собор, Храм святого великомученика Георгия Победоносца  

 

Рождественское выступление воскресной школы храма святителя Николая Чудотворца д. Лебеда Лидского района.

21 января после всенощного бдения воспитанники воскресной школы храма святителя Николая Чудотворца д. Лебеда порадовали своих родителей, односельчан, гостей своим выступлением  в Можейковском доме культуры. Они показали 2 небольшие театральные постановки на рождественскую тематику «День рождения без Именинника», «Музыкальная открытка». В выступлении ребят шла речь о том, как в современном мире люди забывают, что Рождество – это не просто один из новогодних праздников, а День рождения Иисуса Христа. Сельчане были тронуты актерским мастерством ребят, которые очень старались донести до сердец зрителей истинные христианские ценности. В завершение праздника настоятель храма иерей Николай Охотницкий всех присутствующих поздравил со светлым праздником Рождества Христова, поблагодарил юных артистов и сказал, что лучшим подарком для Младенца Христа будет наша доброта по отношению к окружающим нас людям.

На празднике 40 Севастийских мучеников Паломническая экскурсия учащихся  6 – 9 классов в г.Гродно

Традиционно  22 марта, в день памяти Сорока Севастийских мучеников, в храме в честь святителя Николая Чудотворца д. Лебеда Лидского района совершается Литургия Преждеосвященных Даров, в которой принимают участие  учащиеся  школы и все желающие. 

По окончании Богослужения отец Николай обратился к присутствующим с проповедью, в которой рассказал о подвиге Сорока Севастийских мучеников — сорока воинов Христовых, принявших страдания за Господа, напомнил о долге каждого христианина всегда и при любых обстоятельствах не стесняться и не бояться исповедовать нашу православную веру, любовь и верность Богу и Отечеству. В завершение отец Николай угостил ребят и всех прихожан постными булочками в виде жаворонков.

30 марта состоялась паломническая экскурсия учащихся 6 – 9 классов в г.Гродно. Ребята вместе с преподавателями посетили Гродненский государственный музей истории религии, познакомились с некоторыми залами экспозиции «Религия и культура в Беларуси»: «Жизнь и учение Иисуса Христа», «Православная церковь и культура на белорусских землях». Ребята смогли увидеть уникальные экспонаты, собранные из разных уголков нашей земли, узнали много нового и интересного. В программу поездки вошло и посещение Свято-Борисо-Глебской Каложской церкви. Ребята познакомились с ее историей, приложились к иконам, подали записочки, поставили свечечки за своих близких. Возвращались ребята домой в хорошем настроении и со множеством новых впечатлений.

 

Экскурсия в Гродненском государственном музее истории религии Посещение Свято-Борисо-Глебской Каложской церкви

 

 

Паломническая экскурсия в Свято-Успенский Жировичский монастырь

8 июля 2023 г. по благословению иерея Николая Охотницкого состоялась паломническая экскурсия учащихся  в Свято-Успенский Жировичский монастырь. Во время экскурсии ребята узнали много интересного из истории обители, в кафедральном Свято-Успенском соборе приложились к великой святыне - чудотворной Жировичской иконе Божией Матери, кресту-мощевику, помолились о своих родных и близких, подали записочки, поставили свечи. Ребята вместе с настоятелем посетили Минскую духовную семинарию, в домовом храме которой прочитали акафист Жировичской Божией Матери.  На могилках митрополита Филарета и схиархимандрита Митрофана отец Николай отслужил панихиду. Открытием для всех стало посещение Эдемского сада с его экзотическими животными.  После этого все участники паломнической поездки отправились к святому источнику, где с молитвой окунулись, набрали водички.  Возвращались все с огромным желанием приехать на эту благословенную землю опять при первой же возможности.

Встречи с учащимися настоятеля храма в честь святителя Николая Чудотворца деревни Лебеда Лидского района иерея Николая Охотницкого

Великий пост – духовная весна

28 февраля 2023 года - встреча с учащимися 1-5 классов. Батюшка рассказал ребятам о том, что  Великий пост – это время особого покаяния и молитвы для православного христианина. Он рассказал о его значении и пользе для каждого человека. Ребята узнали, как могут поститься дети их возраста. Встречи с батюшкой всегда назидательны и полезны, поэтому их с нетерпением ждут не только ребята, но и педагоги.

О чистоте в отношениях

23 февраля  2023 года - встреча с учащимися 9-11 классов. Продолжая разговор со старшими учениками об отношениях среди подростков, отец Николай сделал акцент на их чистоту, целомудрие, пренебрегая которыми человек не сможет обрести радость. Настоятель попытался донести до ребят понимание того,  что любовь –  это дар. И настоящая любовь начинается там, где ты готов трудиться без всяких претензий, без всякой мысли о том, что тебе что-то за это будет. А также настоятель рассказал о возможных последствиях нецеломудренных отношений и дал мудрые советы молодым людям.

Дню книги посвящается 

10 марта 2023 года - встреча с учащимися 8 класса, посвященная Книге книг – Библии в   преддверии Дня православной книги.  Отец Николай рассказал детям о том, что все книги  Священного Писания – богооткровение, и через эти книги с нами говорит  Сам  Бог.  Главное назначение Библии  состоит в том, чтобы сделать человека духовно лучше и чище, дать человеку морально-нравственные наставления,  научить человека жить так, чтобы он делал добро, любил Бога и своих ближних. Только так человек может прийти к счастью и спасению. Результатом таких бесед должен стать ответ на вопрос «В чем смысл жизни?».

 

С младшими школьниками о семейных ценностях

15 мая 2023 года - урок, посвященный семейным ценностям, с учащимися 1-5 классов. Эта встреча была приурочена к республиканскому Дню Семьи. Отрадно отметить, что воспитание детей в нашей стране стало делом общенародным.

 О празднике Сретения Господня

15 февраля 2024 - встреча с учащимися 5,8 классов. Отец Николай поздравил ребят и рассказал им о празднике Сретения Господня. В ходе встречи учащиеся вместе с настоятелем рассуждали о смысле жизни каждого человека, о необходимости молитвенного обращения к Богу. Подводя итог встречи, отец Николай сказал ребятам о том, что каждый человек сможет встретиться лично со Христом, если откроет для Него дверцу своей души. Жизнь такого человека изменится, у него появится доверие к Богу. Ему не трудно будет переносить все свои жизненные испытания, а в душе появится больше радости и любви.


 

 Один раз на всю жизнь

26 февраля 2024 - встреча с учащимися 9 - 10 классов.Отец Николай беседовал с ребятами о ценности и важности семьи. Дети вместе со священником рассуждали над такими вопросами: чем отличается любовь от влюбленности, что такое первая любовь, как выбрать супруга или супругу, каким должен быть внутренний уклад семьи. Подводя итог встречи, отец Николай дал ребятам совет: супруга или супругу нужно вымолить у Бога.

День православной книги

14 марта 2014  встреча учащихся . Священник провел презентацию книги "Сия есть победа, победившая мир, вера наша: Православие на Лидчине в XIII - начале XXI века"
Подводя итог, батюшка акцентировал внимание ребят, что чтение - это не только увлекательное занятие, но и полезная привычка для ума. Чтение хороших книг даёт возможность получить новые знания и навыки, которые могут быть полезными в жизни.

 

    
Храм Успения Пресвятой Богородицы в д. Радивонишки  
В рамках сотрудничества с БПЦ 23 марта учащиеся Можейковской средней школы Лидского района посетили храм Успения Пресвятой Богородицы в д. Радивонишки. Ребята узнали много интересного из истории храма, пообщались с настоятелем, приняли участие в Богослужении.  

 

Встреча учащихся 5-10 классов с епископом Лидским и Сморгонским Порфирием

 

17 апреля прошла встреча учащихся 5-10 классов с епископом Лидским и Сморгонским Порфирием. Тема разговора - "Смысл жизни человека. Духовные ценности". В ходе мероприятия епископ Порфирий говорил с ребятами о том, что главными ориентирами в жизни человека должно стать исполнение заповедей закона Божия, т.к. это сделает человека внутренне счастливым. Счастье человека заключается в его чистой совести, любви к ближнему. Епископ разобрал с детьми самые распространённые пороки современности и их  губительное  влияние на человека.

 

 

 

 
свернуть